В конце 1950-х годов в СССР начались работы над преемником пассажирских самолетов Ил-12 и Ил-14. Новый самолет должен был иметь большую производительность и грузоподъемность. Результатом работ стало строительство турбовинтового самолета Ил-18. Эти самолеты благодаря своей прочной конструкции и удачной компоновке эксплуатируются уже полвека.
Происхождение.
История Ил-18 восходит к концу Второй мировой войны. Советские власти тогда уполномочил конструкторское бюро Ильюшина начать работу над новым пассажирским самолетом, проект был в определенной степени основан на захваченных американских бомбардировщиках B-29 и их советской копии Ту-4. Работы над самолетом начались сразу после окончания войны, а первый полет опытного образца состоялся 17 августа 1947 года.
Машина получила обозначение Ил-18 и приняла участие во многих испытательных полетах. Их результаты были очень удовлетворительными, но в итоге самолет не поступил в серийное производство. Проект пошел в корзину, и единственный построенный прототип был разобран. Основной причиной отказа от машины стало отсутствие спроса на новые пассажирские самолеты, вызванное избытком военной техники, выведенной из эксплуатации.
В середине 1950-х годов тема строительства современного пассажирского самолета вернулась, главным образом, благодаря успехам, достигнутым Ил-12 и Ил-14. На этот раз в руководству КБ «Ильюшина» требовалось установить турбовинтовые двигатели на самолет. Новая силовая установка увеличила производительность и позволила построить самолет, который вмещал больше пассажиров. Официально заказ на постройку самолета датируется 30 декабря 1955 года, но работы над ним начались годом ранее. Был использован опыт создания первого прототипа в 1947 году. В конечном счете, разработанный самолет, был совершенно новой конструкцией, сохранив название Ильюшин Ил-18.
Долгоживущий Ил-18.
Опытный образец Ил-18 был закончен в середине 1957 года, а первый полет машины состоялся 4 июля 1957 года. 10 июля самолет был показан представителям власти в Москве. После серии коротких испытаний Ил-18 поступил в серийное производство, сразу же заменив Ил-14 на сборочных линиях. Изначально самолеты оснащались турбовинтовыми двигателями Кузнецов НК-4, но после выпуска первой серии машин было принято решение заменить их на более совершенные и экономичные двигатели Ивченко АИ-20М.
Ил-18 имел длину 36 м и размах крыльев 37,4 м. Масса самолета составляла 35 тонн, а максимальная взлетная масса — 64 тонны. Четыре двигателя АИ-20M обеспечивали максимальную скорость 675 км/ч и крейсерскую скорость — 625 км/ч, а также дальность полета 3700-6500 км в зависимости от перевозимого груза. Изначально пассажирский салон вмещал 65 человек, однако в последующих версиях его компоновка была изменена, благодаря чему Ил-18 смог вмещать 120 человек.
За короткое время Ил-18 приобрел популярность среди пилотов и авиакомпаний всего мира. Самолеты были очень прочными и имели хорошие летные показатели. В результате серийное производство продолжалось до 1985 года. Было создано около десятка версий самолетов этого типа, различающихся в основном оборудованием. Отдельные страны-пользователи со временем вносили свои изменения в оборудование и конструкцию самолета.
Наиболее важными версиями были:
Ил-18А — первый серийный вариант с двигателями Кузнецова НК-4 — произведено 20 экземпляров,
Ил-18Б — модифицированная версия A для 84 пассажиров,
Ил-18В — версия с двигателями Иваченко АИ-20М и большими топливными баками,
Ил-18Е — самый вместительный вариант, вмещающий 122 пассажира,
Ил-18Д — последняя большая версия, вмещающая 90-100 пассажиров, которая является базой для построения множества машин специального назначения.
По разным данным было выпущено около 564 экземпляров этих машин. Кроме того, на основе пассажирской версии в начале 1970-х годов был создан морской патрульный самолет и противолодочный вариант Ил-38. Ил-18 поставлялся во многие авиакомпании по всему миру. Среди стран-экспортеров были: Афганистан, Китай, Болгария, Куба, Чехословакия, Восточная Германия, Египет, Венгрия, Казахстан, Мали, Северная Корея, Польша, Румыния, Украина, Объединенные Арабские Эмираты, Вьетнам или Йемен.
Интересно, что благодаря прочной конструкции самолеты эксплуатируются уже много лет, а несколько машин до сих пор используются. Одним из наиболее главным пользователем этих самолетов была Северная Корея, которая использовала их в первой половине 2017 года. В настоящее время эти самолеты систематически выводятся из эксплуатации.
Советская техника.
Характерной чертой Ил-18 была его прочная конструкция и высокая надежность. Благодаря этому самолеты оставались в эксплуатации много лет. Однако в 1990-х годах они были признаны полностью морально устаревшими, и поэтому были сняты с эксплуатации в большинстве авиакомпаний мира.
Преемник Ил-18 был оснащен реактивными двигателями — Ил-62. Хотя эти самолеты имели хорошие летные характеристики, они прославились многочисленными катастрофами в разных странах.